О защите прав потребителей страховых услуг |
01 Сентября 2016 |
В соответствии с Указанием Банка России от 20.11.2015 N 3854-У (ред. от 01.06.2016) "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2016 N 41072) у потребителей страховых услуг возникло право воспользоваться, так называемым периодом охлаждения, когда можно отказаться от услуги по добровольному страхованию.
Страховые компании теперь обязаны указывать в договоре страхования условия о возможности возврата уплаченной страховой премии, если клиент отказывается от купленной услуги. ВАЖНО, чтобы в этот период не произошли события, имеющие признаки страхового случая, иначе расторгнуть договор на дополнительную услугу потребитель будет не вправе. Период охлаждения (раздумий) должен длиться не менее 5 рабочих дней с момента заключения договора, но страховые компании вправе увеличивать этот срок по собственному усмотрению. Если застрахованное лицо обратится в установленный период с письменным отказом от услуги, страховщик обязан будет вернуть ему всю сумму премии в течение 10 рабочих дней. Если же обращение поступит позже, страховой компании придется возвратить уплаченную страховую премию частично. Она сможет "удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования", подчеркивается в соответствующем указании ЦБ РФ. В каком виде потребителю возвращается страховая премия - наличными деньгами или в безналичном порядке - финансовый мегарегулятор не уточняет. По этому вопросу сторонам предоставляется возможность договариться самостоятельно. Период охлаждения распространяется на договоры о предоставлении потребителям следующих услуг: - страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; - страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; - страхование от несчастных случаев и болезней; медицинское страхование (за исключением случаев, когда полис ДМС необходим физическому лицу для осуществления трудовой или профессиональной деятельности); - страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); - страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств; страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; - страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта; - страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; - страхование финансовых рисков; - комбинированное страхование. |