Нормативно-правовая база по вопросам законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав потребителей
Консультационный центр для потребителей Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»
На базе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" создан и функционирует Консультационный центр для потребителей, созданный на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 06.04.2009 № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей».
Консультационный центр оказывает консультационные услуги по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанные услуги осуществляются на возмездной и безвозмездной основе.
Основными целями Консультационного центра являются повышение уровня потребительской и правовой грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.
Основными задачами деятельности Консультационного центра являются информирование и консультирование населения о потребительских правах граждан и по вопросам правоприменения потребительского законодательства в отдельных секторах потребительского рынка.
В рамках государственного задания Консультационный центр осуществляет для граждан и юридических лиц консультированиев телефонном режиме, а также по адресам консультационных пунктов (указаны на схеме ниже) по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг на безвозмездной основе.
При исчерпании лимита финансовых средств выделенных в рамках государственного задания, Консультационный центр для потребителей осуществляет указанные выше услуги для граждан и юридических лиц на возмездной основе. Стоимость платных услуг:
№ п/п
|
Наименование услуги
|
Стоимость единицы
услуги без НДС, руб.
|
Стоимость единицы
услуг с НДС, руб.
|
1.
|
Юридическая устная консультация для граждан - потребителей
|
356,13
|
427,35
|
2.
|
Юридическая устная консультация для юридических лиц
|
712,25
|
854,70
|
3.
|
Юридическая письменная консультация для граждан - потребителей
|
578,37
|
694,05
|
4.
|
Юридическая письменная консультация для юридических лиц
|
889,88
|
1067,85
|
5.
|
Правовой анализ документов, дача правового заключения специалиста, оценка перспектив досудебного/судебного урегулирования спора для граждан-потребителей
|
889,88
|
1067,85
|
6.
|
Правовой анализ документов, дача правового заключения специалиста, оценка перспектив досудебного/судебного урегулирования спора для юридических лиц
|
1 334,37
|
1601,25
|
7.
|
Составление досудебной претензии
|
444,50
|
533,40
|
8.
|
Составление искового заявления
|
800,63
|
960,75
|
9.
|
Составление апеляционной жалобы
|
1 246,00
|
1495,20
|
10.
|
Составление кассационной жалобы
|
1 512,87
|
1815,45
|
11.
|
Составление жалобы в контрольно-надзорные органы
|
356,13
|
427,35
|
По состоянию на 1 января 2020 г. система информирования и консультирования потребителей, представлена консультационным центром ФБУЗ «ЦГиЭ по РО», функционирующим на базе отдела защиты прав потребителей и 9 консультационными пунктами, осуществляющими свою деятельность на базе филиалов ФБУЗ «ЦГиЭ по РО», с охватом всех 55 административных территорий Ростовской области.
За 12 месяцев 2019 г., консультационным центром и пунктами для потребителей рассмотрено 4657 обращение. Для сравнения, за аналогичный период 2018 г. консультационным центром и пунктами для потребителей было рассмотрено 4 083 обращения.
Из них, за 12 месяцев 2019 г., с учетом деятельности в рамках выполнения государственной работы № 5, консультационным центром и пунктами для потребителей рассмотрено 3393 обращения.
Данные числовые показатели позволяют сделать следующие предположительные выводы:
1. Повысился уровень правовой и финансовой грамотности населения Ростовской области;
2. Снизилось количество нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами в сфере потребительского рынка;
3. Увеличилось количество правовых институтов и механизмов досудебного урегулирования споров, в частности, внедрение службы финансового уполномоченного и примирительной процедуры с участием судебного примирителя (ФЗ от 26.07.2019 №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
4. Продолжение консультирования на базе МКУ «МФЦ» г. Ростова‑на-Дону и Ростовской обл., в том числе с использованием высокотехнологичного дистанционного консультирования, что приобретает особое значение в контексте реализации положений «Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» при обеспечении равных прав и возможностей потребителей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья;
5. Усиление акцента консультационных предпочтений потребителей в сторону получения квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе в рамках государственной работы № 5, то есть, государственного задания, а не в контексте деятельности консультационного центра и консультационных пунктов для потребителей, что является безусловным подтверждением приоритета данного вектора развития в указанном направлении.
За 12 месяцев 2019 г., консультационным центром и пунктами для потребителей рассмотрено – всего 4451, из них письменно – 881, устно –3599, с использованием электронных коммуникаций – 177 консультаций;
В рамках плановой работы КЦ (КП) для потребителей за 12 месяцев 2019 г., по секторам потребительского рынка наибольший удельный вес занимают консультации в сегменте купли-продажи продовольственных товаров – 4,13 % (138 консультации), финансовые услуги – 1,98 % (66 консультаций), услуги ЖКХ – 4,79 % (160 консультаций), прочие вопросы по защите прав потребителей – 4,37% (146 консультаций) и общие вопросы применения законодательства в сфере защиты прав потребителей – 51,81 % (1731 консультаций), продажа непродовольственных товаров -31,64 % (1057 консультаций). Наименьший удельный вес приходится на консультации в сфере оказания медицинских услуг– 0,15% (5 консультаций), услуг связи – 0,96 % (32 консультации), туристских услуг – 0,18% (6 консультаций).
Учитывая тот факт, что одним из важнейших индикаторов эффективности проводимой работы в данном направлении является количество подготовленных процессуальных документов, а также их значение в разрешении гражданско-правовых споров между представителями предпринимательского корпуса и потребителями, наше учреждение постоянно анализирует соответствующие качественно-количественные показатели.
Так, в рамках рассмотренных обращений, консультационным центром и пунктами для потребителей количество подготовленных за 12 месяцев 2019 г. юридических документов составило 919
Как мы видим на слайдах, в общем, подготовлено 533 исковых заявления, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб и других процессуальных документов судебного характера в количестве 1.
Досудебные материалы, в виде претензионных писем и заявлений, подготовлены в количестве 372 документа, а обращения в контрольно-надзорные органы 13.
Из всех вышеперечисленных материалов, количество положительно удовлетворенных обращений по видам документов выглядит следующим образом:
Судебные документы (исковые заявления, апелляционные жалобы и.т.д.) - 334.
Претензии - 258.
Обращения в контрольно-надзорные органы (жалобы, заявления) - 11.
Таким образом, оценивая положительную динамику количества и результатов рассмотрения гражданских дел по разделу «Защита прав потребителей», можно сделать вывод, что преимущественным способом урегулирования споров является досудебный порядок.
В соответствии с планом выполнения государственной работы № 5 на 2019 г. было запланировано предоставление 3231 консультации. Фактически, за 12 месяцев 2019 г. предоставлено – 3393 консультации, что составляет 105% от выполнения плана, в том числе:
письменных консультаций – 542, что составляет 105,7% от запланированного количества письменных консультаций – 513;
устных консультаций – 2700, что составляет 105% от запланированного количества устных консультаций – 2571;
посредством использования электронных средств связи – 151, что составляет 102.7% от запланированного количества консультаций – 147.
В рамках «Всероссийской недели финансовой грамотности», как очередного ежегодного этапа систематической и планомерной работы проводимой нашим учреждением в контексте реализации проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в текущем году проведен целый комплекс мероприятий совместно с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, ЦБ РФ, ПАО КБ «Центр Инвест», ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), ФГБОУ ВПО ДГТУ, ФГАУ ВПО ЮФУ, РРО ОООП «Финпотребсоюз»:
- дни «открытых дверей» на базе консультационных центров и консультационных пунктов;
- интерактивные деловые игры на базе региональных центров финансовой грамотности.
Общий охват аудитории в рамках данной общественной деятельности составляет 27441 человек.
По результатам указанного события его качество и высокий уровень был отдельно отмечен Отделением по РО Южного главного управления ЦБ РФ, что является ярким подтверждением высокой эффективности и значительного вклада ФБУЗ «ЦГиЭ в РО», со стороны главного мегарегулятора на финансовом рынке.
Также, сотрудники консультационного центра регулярно выступают на радио и других общественных и образовательных площадках (ВУЗы, муниципальные общеобразовательные учреждения) по актуальным тематикам потребительского законодательства.
В рамках выполнения государственной работы № 4 «Обеспечение мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья. 860000Ф.99.1.АЕ32АА00001» подготовлено 8 методических материалов просветительского характера, в виде памяток для потребителей по следующим темам:
• 1. Способы защиты и получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей;
• 2. Защита прав потребителей при продаже технически сложных товаров и получении правовой позиции;
• 3. Защита прав потребителей при оказании гостиничных услуг;
• 4. Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг;
• 5. Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом;
• 6. Защита прав потребителей при оказании бытовых услуг;
• 7. Защита прав потребителей туристско-экскурсионных услуг;
• 8. Защита прав потребителей при оказании услуг по киновидеообслуживанию;
• 9. Требования к продаже обуви;
• 10.Требования к продаже игрушек;
• 11. Требования к парфюмерно-косметической продукции;
• 12. Права потребителей при продаже товара ненадлежащего качества в том числе технически сложного товара.
• 13. Виды потребительских кредитов;
• 14. Заключение договора страхования при оформлении потребительских кредитов;
• 15. Требования к продаже ювелирных изделий;
• 16. Права потребителей при продаже товара ненадлежащего качества, в том числе технически- сложного товара.
Указанные материалы тиражировались в объёме 4400 экземпляров и распространяются среди населения Ростовской обл. в местах консультирования специалистами Центра.
Таким образом, в целях решения задач, поставленных Роспотребнадзором, на 2020г. наше учреждение ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
- защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
- реализация федеральных проектов и документов стратегического планирования;
- акцентированное внимание обеспечению защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции и в отношении наиболее уязвимых категорий потребителей;
- -применение на системной основе комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе предусматривающих совершенствование деятельности Консультационного центра и пунктов по защите прав потребителей ФБУЗ «ЦГиЭ в РО», в том числе при реализации государственного задания Роспотребнадзора;
- расширение практики использования потенциала многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для осуществления консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей;
- содержательное и организационно-техническое развитие государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, работ и услуг (ГИС ЗПП)
.jpg) .jpg)
|