Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новости и события
Об управлении
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Электронное правительство
Документы
Пресс-Центр
Мероприятия
Противодействие коррупции
Для граждан
Административная практика
Дополнительные информационные ресурсы
Актуальные Темы
Государственные услуги
Для предпринимателей
Центр гигиены и эпидемиологии
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Укрепление общественного здоровья


ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ


Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований


Дикорастущие грибы-это смертельная опасность!


Освой финансовую грамотность!


Опросный модуль предоставления государственных услуг






  Основные направления деятельности / Организация деятельности /
 
30 Июня 2022

О реализации Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области реформы контрольно-надзорной деятельности

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее – Управление) продолжается целенаправленная работа, направленная на снижение избыточной административной нагрузки на бизнес, в том числе при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности с 01.07.2021 Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и изданными в его развитие нормативными правовыми актами.

Федеральным законом № 248-ФЗ регламентирован новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля, а также виды и содержание профилактических мероприятий, целью которых является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Под государственным и муниципальным контролем в данном законе понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

В Управлении на протяжении ряда последних лет сохраняется выраженная тенденция уменьшения общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2021 году Управлением проведено 4236 мероприятий по контролю (надзору), что в 1,9 раза меньше чем в 2018 году, в 2,5 раза меньше по сравнению с 2013 годом и в 4,5 раза меньше по сравнению с 2008 годом.

Количество проведённых Управлением в 1 квартале 2022 года контрольных (надзорных) мероприятий также сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в 1,4 раза.

При этом, количество правонарушений, выявляемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, не превышает среднемноголетние показатели.

Вступившим с силу 10.03.2022 постановлением Правительства РФ № 336 были определены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году.

Установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска и осуществляющих следующие виды деятельности:

- дошкольное и начальное общее образование;

- основное общее и среднее (полное) общее образование;

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

- деятельность детских лагерей на время каникул;

- деятельность по организации общественного питания детей;

- родильные дома, перинатальные центры;

- социальные услуги с обеспечением проживания;

- деятельность по водоподготовке и водоснабжению.

Кроме того, указанным нормативным правовым актом определен исчерпывающий перечень оснований для организации и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, как при условии согласования с органами прокуратуры, так и без согласования.

По согласованию с органами прокуратуры в настоящее время проводятся только внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, основанием которых является наличие информации, свидетельствующей о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, либо о фактах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

Без согласования с органами прокуратуры после 10.03.2022 проводятся внеплановые выездные проверки в отношении поставщиков и организаторов питания детей, основанием которых является приказ Роспотребнадзора (от 16.10.2020 № 723), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № ПР-1665.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства в области защиты прав потребителей, начиная с 10.03.2022, не проводятся.

Статьей 8 Федерального закона № 248-ФЗ определен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), над контрольными (надзорными).

Профилактические мероприятия направлены на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения обязательных требований, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к их нарушению.

В соответствии требованиями действующего законодательства, в целях профилактики нарушений обязательных требований, Управлением за 1 квартал 2022 г. контролируемым лицам объявлено 162 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (138 – по признакам нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и 24 – по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей).

Предостережение объявляется в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В целях реализации такого вида профилактических мероприятий как профилактический визит, в Управлении утверждён сводный план проведения обязательных профилактических визитов на 2022 год в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, в который включено 710 контролируемых лиц.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

- контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности не позднее, чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;

- объектов контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту фактического осуществления контролируемым лицом деятельности, либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Профилактический визит проводится только с согласия контролируемого лица либо по его инициативе.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ № 336 контрольный (надзорный) орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия профилактический визит. При этом, контролируемое лицо не вправе отказаться от его проведения.

Реализация плана обязательных профилактических визитов на 2022 год находится на постоянном контроле Управления.

В целях повышения информационной доступности, в Управлении организована работа «Горячей линии» и Общественной приемной, где осуществляется консультирование и информирование как граждан, так и контролируемых лиц, в том числе представителей бизнес-сообщества, по вопросам соблюдения обязательных требований.

Управлением заключены соглашения о взаимодействии с бизнес-структурами и организациями, представляющими интересы бизнеса, в том числе с Торгово-промышленной палатой Ростовской области, Донской ремесленной палатой, Ростовским областным отделением «Опора России», Ростовским муниципальным фондом поддержки предпринимательства, Региональным отраслевым Союзом работодателей предприятий торговли и сферы услуг Ростовской области по вопросам организации совместной просветительской деятельности среди представителей бизнес-сообщества, повышения эффективности мер по предупреждению нарушений обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.

Кроме того, Управлением заключено дополнительное соглашение о взаимодействии с уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг по организации консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на систематической основе с использованием онлайн площадки «Правовая помощь онлайн».

В настоящее время представители бизнеса могут получить консультацию с помощью персонального компьютера либо мобильного устройства (имеющих видеокамеру и микрофон), еженедельно по четвергам с 10:00 по 12:00.

Работа по организации и проведению контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством, продолжается и остается на особом контроле Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.