Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новости и события
Об управлении
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Электронное правительство
Документы
Пресс-Центр
Мероприятия
Противодействие коррупции
Для граждан
Административная практика
Дополнительные информационные ресурсы
Актуальные Темы
Государственные услуги
Для предпринимателей
Центр гигиены и эпидемиологии
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Укрепление общественного здоровья


ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ


Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований


Дикорастущие грибы-это смертельная опасность!


Освой финансовую грамотность!


Опросный модуль предоставления государственных услуг






 
 
О правовых основаниях участия органов Роспотребнадзора в гражданском процессе (защита прав потребителей) Печать
24 Ноября 2016
      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004г. № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей.
      Органы Роспотребнадзора вступают в дело чаще всего по просьбе потребителей, при этом самостоятельное требование у них (органов Роспотребнадзора) отсутствует, и судебное решение не способно затронуть их субъективные либо материально-правовые интересы (например, в деле по спору между потребителем и продавцом о возврате денег за товар ненадлежащего качества).
      Исходя из общих требований процессуального законодательства Российской Федерации, любые дела в сфере защиты прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции. Участие в гражданском процессе органов Роспотребнадзора по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные в ст.ст. 4, 34, 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
      Органы Роспотребнадзора участвуют в процессе не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих контрольно-надзорных функций в сфере защиты прав потребителей. Их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой характер. Целью участия в гражданском процессе органов Роспотребнадзора в качестве государственных органов исполнительной власти состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц. Основаниями участия органов Роспотребнадзора будет являться государственная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Юридическая заинтересованность (в силу своей компетенции) в исходе того или иного гражданского дела органов Роспотребнадзора, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК РФ, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.
      В силу признания лицами, участвующими в деле, органы Роспотребнадзора обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК РФ. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ). Например, органы Роспотребнадзора, участвующие в судопроизводстве в порядке ст. 46 ГПК, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжаловать судебное решение. Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, т. е. спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).
      Органы Роспотребнадзора, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
      Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:
   - обращение в суд с иском или заявлением (ст. 4, 46 ГПК РФ);
   - участие в деле для дачи заключения по делу (ст. 47 ГПК РФ).
      Имеющая место практика привлечения судами органов Роспотребнадзора в качестве третьих лиц является ошибочной, поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес, который основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Органы Роспотребнадзора, как органы государственного управления, не имеют материально-правового интереса по делу. Как правило, при поступлении судебной повестки о привлечении органа Роспотребнадзора к участию в деле в качестве третьего лица указанный орган направляет в суд ответ с пояснением (указанием законных оснований), каким именно образом он может вступить в процесс .
      Для возбуждения дела в защиту прав других лиц необходима особая предпосылка - предоставление законодательством такого права органу, обращающемуся в суд, так как согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц лишь в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст. 40 и 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 21.12.2004г. № 171-ФЗ) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) в пределах своей компетенции вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, а в случаях неоднократного или грубого нарушения прав потребителей - о ликвидации такого хозяйствующего субъекта.
      Органы Роспотребнадзора, обращающиеся в суд на основании ст. 46 ГПК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании пп. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
      Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обладает соответствующими полномочиями на обращение в суд в защиту одного потребителя или группы потребителей. При этом процессуальное положение органов Роспотребнадзора при вступлении в процесс в целях защиты прав и интересов отдельных потребителей сходно с процессуальным положением прокурора. Аналогично прокурору, орган Роспотребнадзора должен различать основания и поводы для участия в таком процессе.
      Основанием для обращения органов Роспотребнадзора в защиту определенных потребителей (потребителя) являются положения ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ "О защите прав потребителей".
      Поводами для участия органов Роспотребнадзора в конкретном гражданском деле могут быть устные или письменные заявления потребителей, а также поступившие материалы из других государственных органов или органов местного самоуправления, обращения общественных и иных организаций (в том числе обращения хозяйствующих субъектов в целях защиты их прав от неправомерных действий потребителей), публикации в средствах массовой информации или в сети Интернет, и т.п.
      Во всех вышеприведенных случаях необходимость участия в конкретном гражданском деле определяется органом Роспотребнадзора самостоятельно, исходя из социального положения заинтересованного лица (например, обращение нетрудоспособного инвалида или защита интересов недееспособного лица) и оценки юридических последствий вступления в силу решения суда (актуальности, сложности, значимости гражданского дела для состояния законности в сфере защиты прав потребителей в конкретном субъекте Российской Федерации, районе, городе). До подачи заявления в суд орган Роспотребнадзора должен проверить, на какой круг потребителей направлены действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, привлекаемого в качестве ответчика по делу в сфере защиты прав потребителей. Если имеет место неопределенный круг потребителей, в целях увеличения эффективности деятельности органов Роспотребнадзора необходимо использовать порядок предъявления заявления (иска) в интересах именно неопределенного круга потребителей.
      Необходимо обратить внимание на разницу понятий "истец" и "заявитель в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц" по ГПК РФ. Факт, что в ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) объявлен "истцом", не делает его таковым по ГПК РФ.
      Несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав органов Роспотребнадзора, обращающихся в суд с целью защиты "чужих" интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает. Различная по характеру заинтересованность влечет различие содержания и объема процессуальных прав и обязанностей лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждаются гражданские дела в защиту законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов. Таких лиц, выступающих в интересах гражданского общества, принято называть истцами в процессуальном смысле - процессуальными истцами. Например, на основании п. 2 ст. 46 ГПК РФ процессуальный истец не несет обязанности по уплате судебных расходов, в том числе выплат денежных сумм свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (п.1 ст. 88, ст. 94 ГПК РФ).
      В связи с тем, что государственный орган, а также какой-либо другой орган, организация, участвующие в процессе в целях защиты "чужих" прав и охраняемых законом интересов, в том числе органы Роспотребнадзора, не являются стороной (истцом) по делу в полном смысле этого понятия, личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения. Поэтому п.1 ст. 167 ГПК РФ, предусматривающий обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.
      Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении заявления (иска) в защиту неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
      Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей имеет преюдициальную силу для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ "О защите прав потребителей".
      Защита прав потребителей посредством предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц направлена на профилактику правонарушений на потребительском рынке.
      Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (самостоятельно или ее территориальные органы) могут быть привлечены судом к участию в деле или до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ "О защите прав потребителей", ст. 47 ГПК РФ).
      В гражданском процессе государственные органы, в том числе органы Роспотребнадзора, участвующие в деле для дачи заключения, признаются лицами (ст. 34 ГПК РФ), наделенными процессуальными правами, по объему схожими с правами процессуальных истцов (ст. 46 ГПК РФ). Порядок участия органов Роспотребнадзора в судебном заседании регулируется ст. 189 ГПК РФ - после исследования всех доказательств суд предоставляет слово для дачи заключения представителю органа Роспотребнадзора, привлеченного судом к участию в процессе. После дачи заключения лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным представителям органов Роспотребнадзора вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения.
      В ст. 189 ГПК РФ не оговорено, в какой форме это заключение должно быть дано в суде. На практике, как правило, письменное заключение составляется до судебного разбирательства по инициативе заинтересованной стороны (чаще всего потребителя), подписывается руководителем соответствующего органа Роспотребнадзора и направляется в суд, где оглашается уполномоченным представителем органа Роспотребнадзора или председательствующим судьей (в порядке п. 2 ст. 174 ГПК РФ). Целью участия в гражданском процессе государственного органа (в том числе органов Роспотребнадзора), дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них государством обязанностей, что прямо оговорено в законе - ч. 1 ст. 47 ГПК РФ. Будучи юридически заинтересованным в исходе дела в целях реализации возложенных на него задач, орган Роспотребнадзора в своем заключении должен касаться не только отдельных фактов, но и существа спора (в отличие от юридически незаинтересованного в исходе дела эксперта). В своем заключении орган Роспотребнадзора, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Таким образом, мнение органа Роспотребнадзора по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании, и оно существенно может отличаться от предварительного письменного заключения.
      С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным очное присутствие в судебном заседании уполномоченного представителя органа Роспотребнадзора, участвующего в деле для дачи заключения. В этом случае возможно участие в судебных прениях (ст. 190 ГПК РФ). Уполномоченный представитель органа Роспотребнадзора, вступившего в дело для дачи заключения по делу, выступает после сторон и третьих лиц.
      Заключение органа Роспотребнадзора для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем, если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении. Судебная практика показывает, что заключение органов Роспотребнадзора по делам в сфере защиты прав потребителей часто имеют определяющий для разрешения дела по существу характер.