|
На основании информации, размещенной на Интернет-сайте regulation.gov.ru/projects#npa=39456 Министерством промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг) подготовлен проект изменений в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", касающихся снятия запретов на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом. |
Согласно анализу запросов к поисковым системам google.ru и yandex.ru, а также статистики крупнейших Интернет-ресурсов, представленных хозяйствующими субъектами в отрасли, в связи с чем представляется возможным сделать следующие выводы.
В настоящее время в Российской Федерации, по информации Минпромторга, имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на продажу алкогольной продукции дистанционным способом. Большая часть запросов (около 80 процентов) приходится на людей возрастом 25 лет и выше. По данным SiteExpert 95,3 процентов посетителей имеют доход выше 30 тысяч рублей в месяц. Порядка 54 процентов запросов приходятся на вина, вина шампанские и игристые, являющиеся дорогостоящими продуктами и в основном потребляющимися по особым случаям.
Таким образом, основной целевой группой потребителей, которые будут покупать алкоголь дистанционным способом, будут достаточно обеспеченные, взрослые и состоявшиеся люди, не относящиеся к маргинализированным или асоциальным слоям населения (которые являются основной группой риска злоупотребления спиртными напитками).
Необходимо также учесть следующее. Средняя стоимость услуг по доставке заказа интернет-магазина в крупных городах составляет 350 рублей, среднее время доставки до потребителя составляет 1 день с момента оформления заказа. Эти параметры делают полностью непривлекательной покупку онлайн дешевой водки и дешевого крепкого спиртного, которое, как правило, приобретается маргинализированными слоями населения за минимальную цену, не впрок, для употребления "здесь и сейчас".
Исходя из вышеизложенных расчетов, массовая торговля недорогой алкогольной продукцией дистанционным способом представляется экономически нецелесообразной, а основными сегментом дистанционной торговли алкоголем будут вина и дорогое крепкое спиртное.
Кроме того, необходимо отметить, что продажа алкогольной продукции дистанционным способом зачастую будет единственным средством обеспечения доступа на рынок малых и средних производителей вина, например, винодельческих хозяйств Республики Крым и Краснодарского края.
Снятие запрета на продажу алкогольной продукции дистанционным способом может положительно отразиться на всем сегменте дистанционной торговли продовольственными товарами. В частности, указанное изменение будет способствовать развитию онлайн-торговли продуктами питания в целом, так как наличие алкоголя в заказе повышает привлекательность онлайн-заказа продуктов как для потребителей, так и повышает рентабельность продаж для продуктового интернет-магазина.
На основании изложенного, представляется целесообразным отмена запрета продажи дистанционным способом алкогольной продукции, предусмотренного пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из бюджета.
|