Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новости и события
Об управлении
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Электронное правительство
Документы
Пресс-Центр
Мероприятия
Противодействие коррупции
Для граждан
Административная практика
Дополнительные информационные ресурсы
Актуальные Темы
Государственные услуги
Для предпринимателей
Центр гигиены и эпидемиологии
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


Укрепление общественного здоровья


ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ


Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований


Дикорастущие грибы-это смертельная опасность!


Освой финансовую грамотность!


Опросный модуль предоставления государственных услуг






 
 
Плати за качество и лечись на здоровье! Печать

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, охрана здоровья - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государственные преобразования, приведшие к кардинальным переменам в жизни общества, затронули и сферу охраны здоровья населения.

За прошедшие несколько лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованиям сегодняшнего дня системе социального страхования.

Следует учитывать, что реформирование отечественного здравоохранения во многом было вызвано необходимостью проведения эффективных мер по борьбе со снижением продолжительности жизни, с выраженным ухудшением здоровья населения, экологической обстановки.

Система социального (обязательного медицинского) страхования призвана обеспечить включение пациента в систему отношений здравоохранения, активное его участие в сохранении и укреплении здоровья и защиты его прав при получении медицинской помощи.

Важными элементами проводимых преобразований является создание оптимального соотношения больничных и внебольничных, специализированных и общих видов медицинской помощи; децентрализация системы оказания медицинской помощи, создание моделей здравоохранения, отвечающих потребностям и уровню развития конкретных территорий

На сегодняшний день практически все учреждения здравоохранения в современной России оказывают населению платные медицинские услуги, которые приобретают все большую актуальность в современных экономических условиях и рыночной конъюнктуре. Данное обстоятельство обусловлено особой социальной значимостью указанного сектора потребительского рынка и многообразием осуществляемых здесь видов деятельности.

Для регулирования порядка предоставления государственными медицинскими учреждениями субъекта РФ медицинских услуг органы власти субъектов РФ разрабатывают локальные нормативные акты. В частности, для медицинских учреждений, получающих полностью или частично финансирование из бюджета г. Ростова-на-Дону разработана и реализуется на основании  Постановления Администрации РО от 31.12.2009 N 738 (ред. от 10.06.2010) «Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ростовской области на 2010 год".

Отношения между потребителями и исполнителями, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом РФ "О защите прав потребителей", а также иными правовыми актами Российской Федерации, в частности, Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27.

В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. При этом, согласно пп. ж) п. 5 указанного Положения о лицензировании одним из обязательных лицензионных требований (условий) является соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности, а согласно пп. ж) п. 7 того же Положения - копия выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности является обязательным приложением к соответствующему заявлению, который соискатель лицензии (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) для ее получения направляет или представляет в лицензирующий орган.

Этими и другими положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 следует руководствоваться при заключении договора на оказание платных медицинских услуг в части соблюдения исполнителями соответствующих требований п. 2 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила), в части доведения до потребителей необходимой информации о лицензировании соответствующего вида (видов) медицинской деятельности, а также при соблюдении права потребителей на своевременное получение полной и необходимой информации об оказываемых услугах (выполняемых работах) в целом (ст.ст. 8-10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 10, 13 Правил).

В соответствии с требованиями п. 11 Правил предоставление платных медицинских услуг должно оформляться договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. С учетом требований ст. 161 ГК РФ такой договор с потребителем заключается в простой письменной форме.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами (включая нормы ГК РФ) или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также обусловливание приобретения одних медицинских  услуг обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) и (или) выполнение дополнительных платных работ (услуг) без согласия  потребителя следует квалифицировать как нарушение исполнителем соответствующих положений ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", что должно определять для исполнителя, допустившего подобного рода нарушение, его привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8. КоАП РФ. При этом фактическое предоставление соответствующих медицинских услуг без оформления договора, отвечающего вышеназванным требованиям, следует среди прочего рассматривать в контексте соответствующих положений главы 28 ГК РФ, регламентирующей порядок заключения договора.

Следует помнить, что  знание нормативных правовых актов, определяющих и регулирующих правоотношения между потребителем и медицинским учреждением в значительной мере снижает риск получения некачественных услуг, утраты ваших сбережений  и оградит от попыток нарушить ваши права и законные интересы.

 

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»