Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новости и события
Об управлении
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Электронное правительство
Документы
Пресс-Центр
Мероприятия
Противодействие коррупции
Для граждан
Административная практика
Дополнительные информационные ресурсы
Актуальные Темы
Государственные услуги
Для предпринимателей
Центр гигиены и эпидемиологии
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ


Перечень требований


Дикорастущие грибы-это смертельная опасность!


Освой финансовую грамотность!


Опросный модуль предоставления государственных услуг






 
 
Как вернуть деньги, списанные со счета неизвестными лицами через интернет-банк? Печать
30 Января 2017
      В силу п. 19 ст. 3 ФЗ "О национальной платежной системе" (далее- Закон) Интернет-банк является электронным средством платежа.
      Очень многие кредитные организации, оказывающие услуги физическим лицам, предлагают своим клиентам подключить интернет-банк. Это современное и очень удобное средство обеспечения доступа клиентов к своим счетам (вкладам) и совершения операций по ним, однако, это все же связано с определенными рисками, главный из которых - риск возникновения несанкционированного доступа третьих лиц к счетам (вкладам) потребителя.

      Информирование об операциях со счетами
      Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронного средства платежа. Для этого он направляет клиенту уведомление в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закона). Способы направления уведомлений, используемые банками, могут быть очень разными - это и смс-уведомления, и рассылка по электронной почте, и информирование в специальном разделе того же интернет-банка. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для потребителя.

      Порядок действий при несанкционированном доступе третьих лиц к вашим счетам
      Если потребитель обнаружил факт совершения операций по своему счету (вкладу), которых не совершал, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

      1. Убедитесь, что вы действительно не совершали данной операции.
      Если вы часто проводите операции по счету (вкладу), то, возможно, о какой-то из операций вы могли просто забыть.

      2. Незамедлительно позвоните в контакт-центр банка.
      Телефон контакт-центра всегда можно найти на официальном сайте банка.
      Вам необходимо безотлагательно сообщить оператору о совершении несанкционированных операций по вашему счету (вкладу). Также рекомендуем заблокировать операционный доступ в интернет-банк, чтобы избежать повторения несанкционированных операций.
      Возможно, оператор контакт-центра попросит вас выполнить еще какие-то действия.

      3. Обратитесь в ближайшее отделение банка с письменным заявлением о несогласии с произведенными операциями (претензией) и иными документами.
      Такое заявление может быть оформлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. В заявлении необходимо описать подробности обнаружения несанкционированной операции.
      К заявлению необходимо приложить дополнительные документы по запросу кредитной организации. Перечень таких документов может быть различным и зависеть от характера операции.
      Например, если имеются подозрения в совершении мошеннических операций, это могут быть:
      - постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по факту совершения мошеннических операций, если оспариваемая операция совершена на территории Российской Федерации;
      - загранпаспорт для подтверждения вашего отсутствия в стране, на территории которой совершена мошенническая операция, - если оспариваемая операция совершена за пределами Российской Федерации. Страну совершения операции банк может определить по IP-адресу компьютера, с которого была проведена операция.
      Весьма редко, но все же бывают случаи, когда несанкционированные операции возникают не в связи с мошенническими действиями, а из-за технических сбоев. Если это так, то при рассмотрении претензии банк устранит техническую проблему и денежные средства будут вам возвращены.

      4. Дождитесь результатов рассмотрения банком вашей претензии.
      Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии - не более 30 дней со дня получения претензии, а при осуществлении трансграничных (международных) операций - не более 60 дней со дня получения претензии. Договором между вами и банком может быть установлен более короткий срок (ч. 8 ст. 9 Закона).
      При положительном решении денежные средства будут возвращены на счет (вклад), указанный вами в заявлении. Если вы не сообщите номер счета, то денежные средства будут возвращены на тот же счет (вклад), с которого они были списаны.
      При отрицательном решении вам должны предоставить мотивированный отказ.
      По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.

      Правила безопасности при использовании интернет-банка
      Использование интернет-банка станет максимально безопасным, если вы будете соблюдать правила, которые публикуются банками на своих сайтах. К основным правилам безопасности можно отнести следующие:
      - заходите в интернет-банк только с официального сайта банка;
      - установите и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение на своем компьютере (планшете, смартфоне);
      - никому не сообщайте логин и пароль, используемые для входа в интернет-банк;
      - регулярно меняйте пароль, при этом рекомендуем использовать максимально сложный пароль, состоящий из букв разного регистра и цифр. Чем проще пароль, тем проще его взломать и даже угадать (если, например, в качестве пароля вы используете свою дату рождения или имя и т.п.);
      - если банк предоставляет возможность использовать дополнительные средства идентификации для входа в интернет-банк и (или) для подтверждения проводимых операций (одноразовые пароли, смс-коды и т.п.), обязательно их используйте;
      - храните одноразовые коды в недоступном для третьих лиц месте, никому их не сообщайте;
      - в случае возникновения нештатных ситуаций, например "зависание" системы, появление сообщений об ошибках, подозрительное изменение внешнего вида сайта, невозможность получения доступа к интернет-банку и т.п., срочно сообщите об этом в контакт-центр банка.
      Помимо перечисленных, каждый банк также устанавливает дополнительные правила безопасности в зависимости от технических особенностей своего интернет-банка.
      Помните, что наиболее частой причиной возникновения мошеннических операций через интернет-банк является именно несоблюдение правил безопасности самими клиентами. При этом вернуть денежные средства, списанные мошенниками по причине несоблюдения элементарных требований безопасности, будет крайне сложно.