Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новости и события
Об управлении
Основные направления деятельности
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Электронное правительство
Документы
Пресс-Центр
Мероприятия
Противодействие коррупции
Для граждан
Административная практика
Дополнительные информационные ресурсы
Актуальные Темы
Государственные услуги
Для предпринимателей
Центр гигиены и эпидемиологии
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей


ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ


Перечень требований


Дикорастущие грибы-это смертельная опасность!


Освой финансовую грамотность!


Опросный модуль предоставления государственных услуг






 
 
О пресс-конференции Г.Г. Онищенко на тему "Всемирный день защиты прав потребителей" Печать
27 Марта 2012
14 марта 2012 года в информационном агентстве "ИТАР-ТАСС", состоялась пресс-конференция, проведенная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадием Онищенко на тему "Всемирный день защиты прав потребителей. 20 лет со дня принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Геннадий Онищенко сообщил представителям СМИ, что 15 марта 2012 года Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом "Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг".

Третий год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности, что подтверждает очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей и их общественных объединений по всему миру, что в условиях глобализации имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает гражданин-потребитель.

Начиная с 2007 года Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре "охваченности" населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Количество обращений граждан в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг стабильно растет, так в 2010 году поступило 19 тыс., в 2011 году - 21,7 тыс. обращений.

В 2011 году проведено 1390 проверок кредитно-финансовых организаций. При этом, как и в 2010 году общий прирост количества проверок кредитных организаций происходит в целом за счет значительного превалирования внепланового контроля, обусловленного многочисленными жалобами граждан. В результате доля внеплановых проверок банков в 2011 году объективно составила 76% (1057).

Одновременно с 2008 года по 2010 год последовательно происходил значительный рост количества административных расследований (на 231% за три года). В 2011 году рост данного показателя также продолжался, были возбуждены уже 804 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, что составляет 122 % к уровню 2010 года.

Всего в 2011 году в отношении кредитных организаций было составлено 1219 протоколов об административном правонарушении, что более чем в 3 раза превышает соответствующий показатель за весь 2009 год и в 1,3 раза больше уровня 2010 года. Схожими темпами растут и показатели количества вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности.

Продолжает сохранять свою стабильность положительная динамика роста числа решений судов первой инстанции в пользу территориальных органов Роспотребнадзора, в том числе в относительных показателях - в 2008 году доля таких решений составляла только 44 %, в 2009 году - 53 %, в 2010 году - 75 %. Кроме того, 85 % поданных в суд заявлений об отмене постановлений о привлечении банков к административной ответственности судами первой инстанции признаются не подлежащими удовлетворению.

Еще одним важным показателем, характеризующим степень практического участия территориальных органов Роспотребнадзора в защите прав потребителей финансовых услуг, является частота реализации соответствующих полномочий, связанных с их судебной защитой.

Так, за 2011 год территориальными органами Роспотребнадзора при рассмотрении судами гражданских дел, связанных со спорными правоотношениями по предоставлению кредитными организациями финансовых услуг, было дано 4698 заключений в целях защиты прав потребителей, что в 3,3 раза превышает аналогичный показатель 2010 года (1412 заключений).

Ответчиками в таких судебных процессах являлись ОАО "Альфа-Банк", ОАО "Сбербанк России", ЗАО МКБ "МоскомПриватБанк", ООО КБ "Гефест", ОАО КБ "Севергазбанк", ООО "КБ "Ренессанс Капитал", ОАО "Быстробанк", ОАО "Национальный банк "ТРАСТ", ОАО КБ "АлтайЭнергоБанк", ОАО Банк "Приоритет", ОАО "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития", ОАО "СКБ-банк", КБ "Юниаструм Банк" (ООО), ОАО АКБ "Росбанк", ООО "Русфинанс Банк", ОАО "МДМ Банк", ВТБ 24 (ЗАО), ЗАО "Райффайзенбанк", ОАО "ЗАПСИБКОМБАНК", ОАО "УРАЛСИБ".

Суть соответствующих исковых требований сводится к признанию в порядке гражданского судопроизводства противоречащими законодательству и подлежащими по этой причине прекращению в отношении неопределенного круга потребителей тех противоправных действий банков, которые, как правило, носят системный характер и уже получили соответствующую оценку в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Достигнутые показатели административной деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов, как в их абсолютном выражении, так и в относительных аналитических оценках являются результатом большой и кропотливой работы Роспотребнадзора по обеспечению охраны прав и законных интересов потребителей в сфере финансовых услуг.

При этом рост количества внеплановых проверок, установленных фактов административных правонарушений и соответствующих гражданских дел может объясняться проводимой Роспотребнадзором, его территориальными органами и подведомственными организациями работой по информированию и консультированию населения о правах и порядке защиты их прав как потребителей.

Кроме того, как отметил Геннадий Онищенко, особое значение события 15 марта связано еще и с тем, что в 2012 году исполняется 20 лет с момента принятия - 7 февраля 1992 года, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Закон о защите прав потребителей, который был принят в сложный период только нарождающихся в нашей стране рыночных отношений, заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан, что позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей и в конечном итоге на многие годы вперед получить целый комплекс системообразующих правовых норм, постоянно доказывающих свою действенность и жизнеспособность.

Закон о защите прав потребителей постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях.

Так, целый ряд по своему новаторских положений появился в Законе о защите прав потребителей в 2004 году, в период проведения широкомасштабной административной реформы федеральных органов исполнительной власти, что обусловило не только привнесение в Закон очередных важнейших изменений, имевших прикладной характер, но и передачу функций по государственному контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей вновь созданному органу - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору).

Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок масштабных новаций, которые в последствие были закреплены в указанном Законе.

В частности, Закон о защите прав потребителей был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО.

Норма Закона о защите прав потребителей об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положениями, согласно которым при предоставлении кредита гражданам стало являться обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы, что стало значимым барьером на пути недобросовестных практик в таком активно развивающемся сегменте сферы услуг, как область потребительского кредитования.

Последние изменения в правовом регулировании отношений с участием потребителей коснулись статьи 40 Закона о защите прав потребителей, чья новая редакция вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В числе других новых законоположений - конкретизация понятий неоднократного и грубого нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

В настоящее время на качественно новый уровень должна выйти реализация права потребителей на просвещение, посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. При этом законодательное закрепление права на участие в этой работе со стороны общественных объединений потребителей позволит эту важную задачу решать более комплексно, консолидировано и всеобъемлюще.

Той же цели послужит и вовлечение общественных потребительских организаций в работу по подготовке государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в системе общественных отношений Российской Федерации, как и в большинстве стран со стабильным социально-политическим устройством и последовательным курсом на всемерное укрепление и развитие рыночных институтов, в целом созданы базисные правовые и организационные механизмы для действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей - традиционно социально-ответственной и значимой общественно-государственной функции.

15 марта 2012 года в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в Российской Федерации пройдут различные публично-просветительские и иные акции, в том числе совместно с общественными потребительскими организациями, направленные на максимальное освещение данного вопроса и на повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей.